Новости
- Главная
- /
- Новости
- /
- Отраслевые РУМЦ, подведомственные Мипросвещения РФ, провели V сетевой (отраслевой) форум «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития
Отраслевые РУМЦ, подведомственные Мипросвещения РФ, провели V сетевой (отраслевой) форум «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития
РУМЦ Мининского университета совместно с РУМЦ МГППУ, РУМЦ им. РГПУ им. А.И. Герцена при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках взаимодействия с образовательными организациями высшего образования в период с 17 по 18 октября 2025 г. организовали V Сетевой (отраслевой) форум «Инклюзивное высшее педагогическое образование: тенденции и перспективы развития».

Оператором Форума в 2025 году стал Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».
Программа первого дня Форума включала в себя пленум «Инклюзивная культура как ключевой фактор успешности инклюзивного образования», пленарное заседание «Высшее педагогическое образование как ресурс формирования инклюзивного общественного сознания», круглый стол «Инклюзивное высшее образование: ресурсное обеспечение и практики реализации образовательного процесса в вузе», открытую дискуссию «Высшее образование: вопросы инклюзивной молодежной политики».
С приветственным словом к участникам Форума выступил заместитель директора Департамента кадровой политики Министерства просвещения России Антонов Сергей Степанович. (Видеоприветствие)
В качестве спикеров на пленуме выступили:
- Судакова Наталия Евгеньевна, д.ф.н., к.п.н., РАНХиГС. Инклюзия в системе ценностных императивов современного образования
- Гох Анатолий Федорович к.культ.н., КГПУ им. В.П.Астафьева; Особенности формирования инклюзивной культуры в профессиональной подготовке специалистов для работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
- Денисова Ольга Александровна, д.п.н., ЧГУ. Инклюзивная культура как показатель инклюзивной зрелости ВУЗов
- Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна, д.соц.н., НИУ ВШЭ. Медийные фреймы образовательной инклюзии: по материалам анализа российской прессы.
Модераторами пленума выступили Кудрявцев Владимир Александрович, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», Шеманов Алексей Юрьевич, док. филос. наук, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».
В качестве спикеров на заседании выступили:
- Рубцов Виталий Владимирович, президент ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», президент Ассоциации инклюзивных вузов, доктор психологических наук, профессор (презентация).
- Хитрюк Вера Валерьевна, директор Института инклюзивного образования УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктор педагогических наук (презентация, видео).
- Кантор Виталий Зорахович, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», доктор педагогических наук, профессор (презентация).
- Гутерман Лариса Александровна, уполномоченный представитель ректора по делам инвалидов и лиц с ОВЗ ЮФУ, руководителя РУМЦ ФГБАУ ВО «Южный федеральный университет», кандидат биологических наук, доцент (презентация).
- Богданова Елена Витальевна, заведующий отделом инклюзивного образования и реабилитации ФГБОУ ВО «Луганский государственный педагогический университет» (презентация).
- Маллаев Джафар Михайлович, заведующий кафедрой, профессор ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет им.Р.Гамзатова» (презентация).
Модераторами пленарного заседания выступили:
- Краснопевцева Татьяна Федоровна, директор РУМЦ ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»;
- Иванова Татьяна Семеновна, директор РУМЦ ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», канд. пед. наук, доцент;
- Антропов Александр Петрович, директор РУМЦ ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», канд. пед. наук, доцент.

В рамках круглого стола «Инклюзивное высшее образование: ресурсное обеспечение и практики реализации образовательного процесса в вузе» участники обсудили современные инновационные подходы к созданию инклюзивной образовательной среды в системе высшего образования.
Модераторы площадки: Антропов Александр Петрович, директор РУМЦ ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», кандидат пед. наук, доцент и Иванова Татьяна Семеновна, директор РУМЦ ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», канд. пед. наук, доцент.
Открытая дискуссия «Высшее образование: вопросы инклюзивной молодежной политики» – в ходе дискуссии участники обсудили пути и факторы активизации позиции вузов как субъектов инклюзивной молодежной политики.
Модераторами площадки выступили: Краснопевцева Татьяна Федоровна, директор РУМЦ ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» и Кудрявцев Владимир Александрович, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина».
Второй день форума был посвящен практикам вузовских психолого-педагогических исследований и презентации сборника лучших инклюзивных практик-победителей 2023 и 2024 гг. Международного (Всероссийского) конкурса практик инклюзивного высшего образования.
Модератором и спикером Презентационной сессии выступила Толстикова Светлана Николаевна, зам. директора РУМЦ ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», исполнительный директор Ассоциации инклюзивных вузов, доктор псих. наук, доцент.
Новиков Игорь, сооснователь Everland, директор АНО «Пространство равных возможностей», член Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека выступил с докладом «Индивидуальная трудовая и предпринимательская занятость молодых людей с инвалидностью: проблемы и перспективы развития в свете новых вызовов».
Спикерами сессии стали также:
- Симакова Оксана Сергеевна, начальник Управления комплексного развития инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»;
- Казакова Лариса Александровна, доцент кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»;
- Тяпко Татьяна Викторовна, студент ФГБОУ ВО «Херсонский государственный педагогический университет»;
- Назарова Екатерина Николаевна, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»;
- Фисенко Алексей Андреевич, руководитель Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет».
Модератором Фестиваля инклюзивных практик стала Васина Людмила Григорьевна, ведущий специалист РУМЦ ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».
На Фестивале были представлены практики-победители Международного конкурса практик инклюзивного высшего образования. Участники познакомились и обсудили конкурсные работы:
- Цифровые технологии как инструмент формирования и развития инклюзивной культуры учителя – Хакимова Гульнара Ахметхабибовна, заведующий научно-исследовательской лаборатории «Лаборатории комплексных исследований», канд. пед. наук, доцент кафедры психолого-педагогического и специального дефектологического образования ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет»;
- Мобильная дефектологическая служба студентов-дефектологов – Лапп Елена Александровна, заведующий кафедрой дошкольного, начального и специального образования ФГБОУ ВО «Азовский государственный педагогический университет», канд. пед. наук, доцент;
- Спартакиада для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Спорт – здоровье, Спорт – игра» – Дзюба Виктория Валерьевна, специалист по учебно-методической работе Сектора инклюзивного образования/Сектора сопровождения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья РУМЦ ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»;
- Проект «Больше, чем сказка» – Алешина Ксения Вячеславовна, студентка ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина».
Краснопевцева Татьяна Федоровна, директор РУМЦ Мининского педагогического университета, и Иванова Татьяна Семеновна, директор РУМЦ МГППУ выступили с презентацией «Сборника лучших инклюзивных практик-победителей 2023 и 2024 гг. Международного (Всероссийского) конкурса практик инклюзивного высшего образования».
В Форуме приняло участие более 150 человек из 88 организаций высшего педагогического образования.